Автоэксперт Забора: машины из Кореи и Китая первыми пострадали от утильсбора Повышение утильсбора вычеркивает для россиян целые сегменты автомобилей. Эксперт Дмитрий Забора объясняет, какие модели больше не имеет смысла ввозить в Россию, а на какие стоит обратить внимание

Автомобили Li Auto (Фото: DongChedi)
По Японии среднюю стоимость определить проще всего — от 900 тыс. до 1,3 млн руб. Раньше было больше заказов на более дорогие кроссоверы и микроавтобусы, но японские санкции и открытие китайского направления изменили конъюнктуру.
— Каким вы видите рынок через год с учетом принятия реформы утильсбора?
— Какой-то сегмент импорта просто исчезнет — это машины старше 3 лет, особенно с объемом ДВС больше 2 литров. Будут покупать автомобили мощностью свыше 160 л.с. уже с расчетом на новый утильсбор, но это даже близко не будет массовым явлением.
«Льготные» автомобили уже подорожали, ажиотажного спроса тут ждать не стоит. Их модельный ряд не очень большой, и большая часть — это переднеприводные китайские Volkswagen с турбодвигателями 1,4–1,5 литра, 150–160 л.с. и роботизированной трансмиссией. Это, мягко говоря, не российская мечта.
Импорт автомобилей в каком-то виде существовать будет, но даже близко не повторит объемы 2025 года. Если курс рубля уйдет к 90–95 и выше, это будет почти приговор всем зарубежным покупкам и запустит круговорот б/у-авто на вторичке.
— Можно ли сказать, что рынок перестраивается под утильсбор и клиенты уходят в бюджетный сегмент?
— Пока рано об этом говорить. Новый утильсбор только вступил в силу, а перед этим был достаточно большой период насыщения рынка автомобилями. Думаю, получим серьезный период затишья минимум на январь–февраль, а дальше будет понятно, в какую сторону пойдут покупки.
— Что произойдет с рынком дорогих и мощных машин?
— Нововведение по утильсбору заметят все. Новые и почти новые машины (до 3 лет с даты выпуска) в востребованном сегменте с мощностью до 400 л.с. и объемом ДВС от 2 до 3 литров прибавят 2,5–3 млн руб. Цифры не смертельные, но достаточно серьезные. Компенсировать их способен только очень крепкий курс рубля.

Фото: Carwin
— Какая ситуация на иностранных рынках?
— Любые изменения в нашем законодательстве сразу отражаются на предложениях автомобилей за рубежом. И, как правило, на довольно примитивном, но понятном уровне: больше спрос из России — выше цены.
Часто можно наблюдать, что продавцы выставляют автомобили с пробегом в 3–4 года дороже, чем они когда-то стоили новыми. Но стоит только какой-то категории попасть под запрет — проходит немного времени, и цены возвращаются к норме.
— Хватит ли «льготных» автомобилей на иностранных рынках?
— Да, хватит. У того же Китая, кажется, их запас вообще неограничен. Самое главное — чтобы был спрос. «Льготные» автомобили, как уже говорили, закрывают потребности достаточно узкой аудитории.
— Как вы обеспечиваете безопасность доставки?
— В этом году у нас в Китае переворачивался автовоз с нашими машинами, а уже в России второй ярус автовоза упал на автомобиль — отказала гидравлика на морозе. Подобные форс-мажоры, в принципе, происходят регулярно. Но машины застрахованы на всех этапах пути: клиентам либо покупались новые автомобили, либо выплачивалась полная сумма возмещения.
Как защититься от таких случаев? Очень просто — не экономить на доставке и работать с нормальными транспортными компаниями.
— Случается ли, что перевозчики отказываются работать с Россией?
— Если это противоречит местному законодательству — да. Самый характерный пример — Япония. Два года назад ввели санкции на гибриды, электромобили и автомобили с объемом ДВС больше 1,9 литра и строго их соблюдают. В целом это не проблема — санкционные машины вывозятся через Корею, но напрямую из Японии в Россию отправлять их нельзя.
По этой же причине несколько лет назад отказалась работать с РФ крупная судоходная компания ECL. Это было неприятно, мы с ними давно сотрудничали. Но альтернативы нашлись быстро — такие ниши долго пустыми не остаются.
— С какими странами логистически сложнее всего работать сегодня?
— Со всеми работать просто. Россия — очень выгодный клиент: много покупает, быстро платит. Поэтому, как только возникает спрос на услуги, почти сразу появляется и предложение по логистике, причем не одно.

Фото: nblx / Shutterstock / FOTODOM
— Какие модели вы считаете самыми интересными сейчас?
— В первую очередь — китайский рынок: там самое интересное сочетание цены и качества. Но, повторюсь, сейчас нельзя не учитывать ограничения Китая на вывоз новых автомобилей с 1 января — теперь нужно ждать 180 дней. Если успеть до этого срока, то можно покупать практически любой автомобиль: обязательное условие — он должен быть новым. Тогда будут и дилерские скидки, и возврат НДС.
Для понимания ценообразования:
И это новые автомобили 2025 года.
— Что посоветуете, если бюджет 1,5–2 млн руб. и нужен новый автомобиль с левым рулем?
— Honda Vezel — около 2 млн руб. Отличный свежий кроссовер, простой и надежный.
— Если 2,5–3,5 млн руб.?
— Без вариантов — Mazda CX-5. Базовые версии от 2,2 млн руб., топовые — около 3 млн руб.
А вот с бюджетом ровно 3,5 млн руб. есть проблема: машин под него почти нет. Все, что дороже, не проходит по мощности в новый утильсбор.
— Есть ли модели, которые вы бы не рекомендовали из-за проблем с ремонтом?
— Сейчас такое время, что даже малоизвестные китайские модели со сложными названиями почти наверняка имеют свою Telegram-группу в России. Там машину разбирают на составляющие, составляют списки запчастей, аналогов, публикуют отзывы и кейсы ремонта. И если такой группы нет, а у модели нет дилерских аналогов в России — тогда действительно стоит выбрать что-то более популярное.
Читайте также:
Авторы Теги Алексей Панков Обозреватель, креативный редактор Autonews
Источник: www.autonews.ru