Еврокомиссия смягчила требования к продажам новых автомобилей с ДВС с 2035 года. Причиной стало давление со стороны стран ЕС и автопроизводителей на фоне конкуренции с Китаем

Фото: pauloalberto82 / Shutterstock / FOTODOM
Правительство также ввело «обязательство по развитию электромобилей», согласно которому определенная доля новых автомобилей, продаваемых в Великобритании, должна быть электромобилями, и эта доля должна ежегодно увеличиваться до 2035-го.
Компании, не выполнившие это требование, должны будут выплатить штрафы. В этом году в Великобритании около 23% новых автомобилей были электромобилями, что ниже целевого показателя правительства — 28%. Планируется, что к 2030 году эта цифра увеличится до 80%.
«В ноябре наблюдался очередной рост продаж, при этом на электромобили приходилась каждая четвертая проданная машина. Мы инвестируем более £7,5 млрд в поддержку водителей и производителей, переходящих на автомобили с нулевым уровнем выбросов», — отметили в британском правительстве.
Предпосылки введения ограничений
Закон об электромобилях изначально разрабатывался как инструмент ускоренного перехода от ДВС к батарейным и водородным силовым установкам и предусматривал штрафы для автопроизводителей, не выполняющих целевые показатели. На практике это означает необходимость резкого роста продаж электромобилей, однако европейские бренды пока заметно отстают от Tesla, а также от китайских производителей, таких как BYD и Geely.

Фото: Kobe Li / Imago / Global Look Press
Сами европейские автоконцерны утверждают, что выпускают электромобили, но реальный спрос оказывается ниже ожиданий: покупателей отпугивает более высокая цена, а зарядная инфраструктура во многих странах остается недостаточно развитой. Даже введение пошлин ЕС на электромобили китайского производства лишь частично снизило давление на рынок.
«Сегодня в Европе это просто нежизнеспособная реальность», — заявил на прошлой неделе во Франции генеральный директор Ford Джим Фарли, комментируя партнерство с Renault, направленное на снижение стоимости электромобилей. По его словам, потребности отрасли «оказались плохо сбалансированы» с целями ЕС по сокращению выбросов CO₂.
В марте Евросоюз уже предоставил автопроизводителям своего рода «передышку», разрешив выполнять целевые показатели на 2025 год в течение трех лет. Тем не менее компании настаивают на возможности и дальше продавать автомобили с ДВС — наряду с подключаемыми гибридами и моделями с увеличенным запасом хода, работающими на так называемом углеродно нейтральном топливе. Речь идет, в частности, о биотопливе, производимом из сельскохозяйственных отходов и использованного растительного масла.
Фон дер Ляйен еще в октябре заявляла, что открыта к использованию синтетического топлива и «передовых видов биотоплива».
«Мы выступаем за многотехнологичный подход», — отметил технический директор компании Phinia, выпускающей топливные системы для ДВС, Тодд Андерсон.
Он добавил, что двигатель внутреннего сгорания «останется с нами до конца столетия».
Схожей позиции придерживается и канцлер Германии Фридрих Мерц. В ноябре он заявил, что направит письмо в Европейскую комиссию с призывом сохранить возможности для автомобильной промышленности и после запланированного на 2035 год поэтапного вывода из эксплуатации новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
«Прежде всего речь идет о достижении хорошей совместимости между конкурентоспособностью и требованиями, которые мы предъявляем к защите климата», — заявил Мерц на пресс-конференции по итогам встречи лидеров коалиции на этой неделе.

Фото: Aleksey Smyshlyaev / Global Look Press
Китай может вырваться вперед
Представители индустрии электромобилей, в свою очередь, предупреждают, что смягчение правил может подорвать инвестиции и еще сильнее отбросить ЕС назад по сравнению с Китаем.
«Это определенно окажет влияние», — заявил генеральный директор поставщика зарядного оборудования и программного обеспечения ChargePoint Рик Уилмер.
Автопроизводители также добиваются пересмотра промежуточных целей: они предлагают сделать поэтапным сокращение выбросов легковых автомобилей на 55% к 2030 году и вовсе отменить цель по снижению выбросов фургонов на 50%. Германия, в частности, настаивает на том, чтобы при расчете выбросов CO₂ учитывались такие меры, как использование низкоуглеродистой стали.
Помимо этого, Европейская комиссия намерена представить план по увеличению доли электромобилей в корпоративных автопарках, прежде всего в сегменте служебных автомобилей, на которые приходится около 60% продаж новых машин в Европе. Автопром выступает за систему стимулов — приводя в пример Бельгию, где субсидии показали эффективность, — а не за жесткие обязательные нормативы.
Также ожидается, что Еврокомиссия предложит создать отдельную категорию регулирования для компактных электромобилей. Такие машины могут получить налоговые послабления и дополнительные льготы, что поможет автопроизводителям выполнять требования по выбросам CO₂.
Экологические организации, в свою очередь, настаивают на сохранении цели 2035 года. По их мнению, биотопливо остается дефицитным, не является полностью углеродно нейтральным и будет слишком дорогим в масштабах всего рынка.
«Европе необходимо продолжать движение в сторону электромобилей, — заявил исполнительный директор организации Transport & Environment Уильям Тодтс. — Совершенно очевидно, что именно за ними будущее».
Читайте также:
Авторы Теги Алексей Панков Обозреватель, креативный редактор Autonews
Источник: www.autonews.ru