Новая ошибка «Ред Булл». Почему «быки» отправили в Ф-1 не того молодого гонщика

Комментарии Последняя воля австрийского ветерана.
В следующем году в «Королевских гонках» дебютирует лишь один пилот: Арвид Линдблад заменит в составе «Рейсинг Буллз» ушедшего на повышение Исака Хаджара. Юный британец войдёт в историю как последний гонщик, которого привёл в Ф-1 легендарный Хельмут Марко. На талантливых пилотов у него глаз намётан, но конкретно подписание Линдблада вызывает кучу вопросов. Особенно с учётом того, что у «Ред Булл» был вариант посолиднее – новоиспечённый чемпион японской Супер Формулы Аюму Иваса.
Что не так с Линдбладом
Академия «Ред Булл» славится высоким уровнем доверия к молодым пилотам. От пилота юниорских серий до гонщика главной команды «быков» при удачном раскладе можно прошагать за несколько месяцев (кейс Албона). Того же Ферстаппена подписали в «Торо Россо» на основании всего половины сезона в Формуле-3 – годом ранее нидерландец гонялся в картинге.
В 2014-м Хельмут Марко угадал на 100%, однако это не значит, что повышение до Ф-1 экстерном всегда дает результат. По уровню таланта Линдблад не то что не дотягивает до Ферстаппена – он выглядит слабее каждого из четвёрки дебютантов минувшего сезона, если оценивать их выступления в «молодёжках».
Бортолето с первой попытки стал чемпионом в Ф-3 и Ф-2, Хаджар до последней гонки боролся за титул в «двушке» и был ярок в «трёшке», Берман – удачно выходил на замену в Ф-1 и невероятно красочно выступал в Ф-3, Антонелли – разорвал итальянский чемпионат Ф-4 (самая конкурентная «четвёрка») и первенство ФРЕКА.

Арвид Линдблад на призовой церемонии Формулы-2
Фото: Dom Gibbons/Getty Images
Что же до Линдблада, то по пути к «Королевским гонкам» он всегда был где-то рядом с лидерами, но не лидером. Минувший сезон в Ф-2 Арвид завершил на шестой строчке в личном зачёте, одержав всего одну победу в основных гонках – столько же у него и поулов.
Да, Формула-2 в последние годы стала относительно непоказательным чемпионатом. Уж слишком много факторов влияет на результаты гонщиков, главный из которых – «моторная лотерея». Но ведь и на более ранних стадиях карьеры британец не сказать чтобы доминировал. В «трёшке» он до поры до времени боролся за титул, однако провалил финальную часть сезона, завершив чемпионат четвёртым. В итальянской Ф-4 Линдблад также остался без чемпионства – лишь третье место по итогам сезона-2023.
С точки зрения результатов в «молодёжках» Арвид чем-то похож на Логана Сарджента. Тот тоже отправился в Формулу-1 после неплохого, но далеко не выдающегося сезона в «двушке». Итог всем известен.

«Ред Булл» расстался с одним из главных людей в своей истории. Ушёл — или уволили?
Чемпионство вопреки
Скорее всего, повышение Линдблада до Ф-1 не вызывало бы столько вопросов, не будь на скамейке запасных у «быков» Аюму Ивасы. В минувшем сезоне японец выполнял роль резервного пилота «Рейсинг Буллз», параллельно гоняясь на родине в чемпионате Супер Формулы, где со второй попытки взял титул.
В юниорских чемпионатах Иваса выступал не сильно лучше Линдблада: четвёртое и пятое места по итогам двух сезонов в Ф-2. Однако именно титул в «японской формуле» позволяет Аюму котироваться выше Арвида. Во-первых, СФ – вторая по скорости гоночная серия мира после Формулы-1. Вчерашние юниоры не всегда могут совладать с более мощной техникой из Страны восходящего солнца. Джек Дуэн, к примеру, трижды вылетал в одном и том же повороте на недавно завершившихся постсезонных тестах.
Во-вторых, Супер Формула – это взрослая гоночная серия. В отличие от той же Ф-2, выступают там далеко не юниоры, проводящие первый-второй сезон в чемпионате. В СФ куча действительно опытных гонщиков – к слову, там до сих гоняет Камуи Кобаяси.

Аюму Иваса
Фото: Mark Thompson/Getty Images
В-третьих, Иваса стал чемпионом, преодолев испытания разного рода. Дважды он сходил с дистанции из-за технических проблем, а в первой гонке финального этапа на «Сузуке» выбыл из борьбы в результате столкновения с соперником. Однако Аюму не сломался. Следующий заезд он завершил четвертым, а финальную гонку и вовсе выиграл. Способность собраться в решающий момент говорит об Ивасе как о зрелом и ментально устойчивом пилоте. А в Формуле-1 давление будет что надо, особенно в системе «Ред Булл».
Отчасти игнорирование Ивасы «быками» можно объяснить истекающим договором о сотрудничестве «Хонды» и «Ред Булл». Аюму (как и Цунода) – протеже японского автоконцерна. Именно по этой причине он и оказался в юниорской программе «тауриновых».
Видимо, в «Ред Булл» решили, что раз альянс с «Хондой» распался, то и японские гонщики им больше не нужны. Однако конструктива в этом решении мало. На ум сразу приходит выражение «назло бабушке уши отморожу» – примерно в этом ключе действуют «быки» в случае с Ивасой.
Австрийская команда отказывается от перспективного гонщика только потому, что у него не тот спонсор, тем самым делая слабее пилотский состав своей «формульной» вертикали.

Как разбежалась чемпионская команда «Ред Булл». Хроника ухода ключевых сотрудников
Есть компромисс
При желании «Ред Булл» мог прийти к компромиссу. Всё очень просто. На сезон-2026 в «Рейсинг Буллз» можно было бы посадить новоиспечённого чемпиона Ивасу, а Линдбладу – дать провести ещё годик в Формуле-2. Так и уровень британца был бы определён получше, и Аюму получил бы свой шанс в Ф-1. И вот уже на основании этих результатов руководство «Ред Булл» смогло бы принять более взвешенное и объективное решение.
Кстати, Хаджар отправился в «Рейсинг Буллз» после второго сезона в Ф-2, а первый француз провёл крайне неудачно. И кто знает, где сейчас был бы Исак, перейди он в Формулу-1 слишком быстро.
Остаётся лишь надеяться, что 18-летний Линдблад не сломается под грузом ответственности. А Ивасе пожелаем дождаться своего шанса в Ф-1, хотя сделать это практически нереально. Но, может, в «Астон Мартин», куда уходит «Хонда», когда-нибудь обратят внимание на перспективного японца.

Для Хэмилтона следующий сезон станет последним в Ф-1 — и вот почему